Сколько можно потерять, если пренебречь аудитом сайта?

  • 15 июня, 2015

Попробуем разобраться в данном вопросе, а для начала определить  -  что такое аудит и зачем же он все-таки нужен.

Аудит - это независимая оценка всего сайта, включая оценку его контента и дизайна, степени удобства для пользователей, качества кода и верстки, соответствия требованиям поисковых систем. Исходя из этого существует следующая категоризация видов аудита: дизайнерский, юзабилити, технический и seo-аудит.

Качественный дорогой дизайн можно убить плохим контентом

Рассмотрим первый вид аудита – дизайнерский. Как показывает практика, целью дизайнерского аудита является оценка качества структуры сайта в целом и структуры каждой страницы в отдельности, правильное соотношение элементов целого, а не оценка лишь графической составляющей.

Часто случается так, что сайт содержит красивый дизайн, нужный контент, но он воспринимается не так, как должен, ввиду некорректного наполнения самим заказчиком. Уверены, что вам встречалось видеть хотя бы один сайт, который хотелось бы покинуть по некоторым явным, но не всегда понятным причинам - то ли читабельность контента «хромает», то ли визуальная картинка всецело не удовлетворяет… В любом случае, вам становится некомфортно продолжать находиться на данном сайте. И, вероятнее всего, вы больше никогда на него не вернетесь.

Непродуманное юзабилити = снижение конверсии

Неотъемлемыми составляющими юзабилити (другими словами – удобства пользования) являются легкая навигация по сайту и четко выраженная цель конверсии.

Плохая навигация по сайту также может отпугнуть посетителя, несмотря на то, что дизайн будет весьма привлекательным: посетителю будет трудно на нем ориентироваться и он не сможет легко найти то, что ему нужно. Несоответствие логики оформления элемента и его прямое назначение, например: кнопка «Положить в корзину» или оформление ссылок в тексте. Примеров много, и в каждом отдельном случае нужно рассматривать тот или иной элемент в контексте всего сайта.

Несмотря на субъективность оценки, все равно существуют устоявшиеся постулаты. Здесь главное думать так, как думает большинство аудитории интернет-ресурса, пытаться поставить себя на место посетителей, а также иметь хороший опыт в данном вопросе – вопросе юзабилити.

Высокая производительность = лояльность пользователей = лояльность поисковых систем

Теперь рассмотрим аудиты по технической части.

Начнем с технического аудита, который включает в себя аудит безопасности, аудит производительности, аудит качества кода и верстки и т.д. Цель данного вида аудита - оценить качество и выявить потенциальные угрозы для их дальнейшей нейтрализации.

Технический аудит сайта включает:

 - рекомендации по осуществлению безопасности сайта;
     - проверка несуществующих страниц;
     - рекомендации по оптимизации кода;
     - рекомендации по ускорению работы сайта;
     - рекомендации по исправлению ошибок кода;
     - рекомендации по оптимизации графических файлов;
     - корректное отображение в соответствующих версиях браузера.

После проведения технического аудита программисту можно смело приступать к исправлению выявленных ошибок (запомните, все программисты пишут с ошибками, здесь главное вовремя их исправить – до того, как это обнаружат ваши посетители).

Что мешает ресурсу оказаться на хороших местах в поисковой выдаче?

Это можно выявить с помощью SEO-аудита, который также дает ответы на вопросы об оптимизации мета-тегов и ключевых слов под поисковые системы, о достаточности ссылочной массы сайта, корректности кода и многом другом. После проведения грамотного SEO-аудита определяется дальнейшая стратегия продвижения ресурса.

В SEO-аудит сайта входит:

     - наличие карты сайта sitemap.xml;
     - корректная настройка .htaccess;
     - корректная настройка robots.txt;
     - наличие и корректность метаданных на странице;
     - наличие подписей у изображений;
     - работоспособность ссылок;
     - ссылки ЧПУ;
     - корректный http статус страниц и т.д.

Хотим отметить, что seo-оптимизация кода должна изначально входить в процесс разработки. Однако существуют еще веб-студии, которые не имеют представления об оптимизации для поисковых систем. Не нужно удивляться, это касается даже крупных студий «с именем». Поэтому очень важно уделять внимание всем деталям в начале, чтобы не усложнять задачу в конце.

И наконец - аудит: платно или бесплатно?

Наверняка вы задались этим вопросом.

Хочется поделиться опытом: многие веб-студии предоставляют данную услугу в рамках бюджета, как неотъемлемую часть проекта, другие же выделяют аудит как отдельную услугу, за которую клиент должен доплачивать. Мы не в праве судить последних (как уже догадались, мы относимся к первой «группе»), однако считаем, что каждая ИТ-компания должна заботиться о том, чтобы на выходе клиент получал качественное решение в рамках оговоренных требований. И клиент-то его получит, но заплатив при этом не только за разработку, а еще и за последующий аудит, который выявит необходимость seo-оптимизации, исправления ошибок и прочие разные нюансы, на которые тоже придется раскошелиться. Поэтому советуем Вам уделять должное внимание тщательному обсуждению проекта: что вы получите на выходе, будет ли проведен аудит, какие гарантии вам предоставят, иначе ваш интернет-ресурс может потребовать дополнительных и немалых затрат.

Очень надеемся, что мы помогли вам разобраться, насколько важен аудит и какие работы проводятся в рамках аудита. В реальной жизни не стоит проводить его категоризацию, т.к. это звенья одной замкнутой цепи – отсутствие какой-либо составляющей может нарушить целостность, и стоит об этом помнить.